Культурно-развлекательное

«Золотой голос и Золотое сердце»

27 Марта 2020

Иван Семенович Козловский - это не просто талантливый певец, легенда оперного искусства, это личность, это эпоха. О нем написано, сказано, снято очень много, и сказать что-то новое об этой глыбе практически невозможно. Да это и не является моей целью. Я хочу рассказать о Козловском - человеке, мужчине, украинце. Он, в отличие от многих, никогда не забывал «якого він роду»  и никогда «не цурався» своего украинства. 24 марта исполняется 120 лет со дня рождения этого большого певца и яркого  человека.

Родился будущий певец в марте 1900 года, недалеко от Белой Церкви, в с. Марьяновка, Киевской губернии, в многодетной бедной семье. Родители хотели своему сыну лучшей доли, и в семилетнем возрасте отдали в Михайловский Златоверхий монастырь. Они желали видеть его священником. Иван и его старший брат Федор жили и учились при монастыре, пели в Софийском соборе. Козловский пел и в школьном коллективе. Позднее он вспоминал: «В школе не только пел в хоре, но и получил право проводить занятия в одной из его групп».

В эти годы произошла встреча со знаменитым композитором Николаем Витальевичем Лысенко. Группа послушников из монастыря шла где-то в пригороде Киева и нестройными мальчишескими голосами пела народную песню «Ой ходила дівчина бережком». Мимо в коляске ехал “какой-то барин”, прислушался, остановился, подозвал к себе мальчишек и начал объяснять как петь правильно. А маленького Ваню подозвал к себе и сказал «у тебя, мальчик, хороший голос, береги его». “Барином”  был знаменитый украинский композитор Николай Лысенко. Позже И.С.Козловский нашел это место в Киеве, и очень тепло отозвался о Лысенко.

Уже в 15 лет Козловский участвовал в постановках «Общества украинских актеров» как хорист.

В 1917 году молодой человек решил попробовать поступить в Киевский музыкально-драматический институт. Иван пришел в институт, где сказал: «Послушайте меня, и сами убедитесь, что брать надо!». «Подумаешь, Собинов!», — усмехнулись в комиссии. Так Козловский впервые услышал о Собинове, репертуар которого через 10 лет перенял в Большом театре. Природная одаренность молодого человека произвела впечатление на приемную комиссию, и его зачислили сразу после первого тура экзаменов.

В 1917—1920 годах учился в Высшем музыкально-драматическом институте им. Н. Лысенко на вокальном факультете (класс Е.А. Муравьёвой). Институт, основанный великим музыкантом, гражданином и педагогом Лысенко дал путевку в жизнь и искусство многим талантливым артистам.

Здесь непременно нужно сказать несколько слов о замечательном педагоге Елене Муравьевой. Елена Александровна «поставила на ноги» многих выдающихся певцов. Среди воспитанников Муравьевой - Иван Козловский, Николай Платонов, Оксана Петрусенко, Зоя Гайдай, Белла Руденко. Всего около 400 певцов. Говорят, что ученик может взять у педагога столько, сколько позволяет ему взять собственный талант. Услышав лирический тенор Козловского, педагог сразу отметила его природную постановку голоса.

Так, молодой вокалист стал учиться у Муравьевой в Киевском музыкально-драматическом институте и параллельно часто посещал спектакли и концерты. Впервые, как оперный певец, Козловский вышел на сцену в театре Садовского в партии Андрея из «Запорожца за Дунаем» Гулака- Артемовского.

Одно время молодой человек пел в знаменитом большом академическом хоре известного в Украине музыканта и дирижера Александра Кошица. Он услышал и отметил молодого певца на одном из концертов. Это был высокопрофессиональный украинский хор с ярко выраженной патриотической позицией. В 1919 году руководитель Украинской Директории Симон Петлюра отправил этот хор в турне по Европе с пропагандистской целью – показать европейцам, что украинская держава существует и борется. Выступления хора имели большой успех. Но Держава Симона Петлюры пала, и хор в Украину не вернулся. С хором Кошица в Европу уехал старший брат Ивана Семеновича Федор, и затем отказался, как и весь состав хора, вернуться на родину.  Живя в Америке Федор Козловский принял духовный сан, служил священником в церкви и дважды приезжал в Москву. Умер в конце 70-х годов.

В новой Независимой Украине имя Александра Кошица вновь стало известным и почетным. В начале этого столетия в Москве проводились Всероссийские конкурсы украинских хоровых коллективов имени А. Кошица. Горжусь тем, что возглавляемый мною коллектив «ВЕРБИЧЕНЬКА» трижды принимал участие в конкурсах и занимал призовые места.

Несомненное влияние на развитие у Козловского данных драматического артиста оказала ведущая актриса театра Садовского Мария Заньковецкая. У этой великой актрисы молодой Козловский получил первые уроки актерского мастерства. О том, что Заньковецкая великая актриса и замечательный педагог говорит тот факт, что она - дочь помещика, жена царского полковника и сестра генерала, первой от Советской власти получила почетное звание Народной артистки Украины. Козловский относился к ней с неизменным трепетом. Уже живя в Москве и будучи известным артистом, Иван Семенович, приезжая в Киев навещал уже старенькую актрису. Она называла его Ивасиком. Козловский брал её сухенькое тело на руки, сажал к фортепиано. Она играла, они пели. Марии Константиновны не стало в 1934 году. Уже в 50-е годы, после выступления в Киеве, Иван Семенович на свои деньги нанял автобус, оплатил музыкантов, привез их в село Заньки, на родину Марии Константиновны, и в этой глухомани, в маленьком клубе, перед ошалевшими от неожиданности колхозниками вступали столичные знаменитости. Это он сделал во имя светлой памяти Марии Заньковецкой.

  Учеба в музыкально – драматическом институте закончилась в 1920 году.

 

Как же складывалась у И.С.Козловского  карьера оперного певца?

1)            В 1920—1922 годах молодой человек служил в Красной Армии. Командир части понимал, какое сокровище служит под его началом, и строевой службой не донимал. Служба была не обременительной. Иван Козловский руководил в части музыкальной самодеятельностью и участвовал в спектаклях Полтавского передвижного музыкально-драматического театра (с 1922г). Именно здесь по воле случая сыграл свою первую большую роль — Фауста. В театр Козловский приезжал на лошади, и горожане знали – если у театра привязана кобыла, то Козловский будет петь, и стоит идти в театр, а если кобылы нет, то и зрителей было мало.   

2) В 1923 году  один сезон пел в Тифлисском театре оперы и балета.

3) В 1924 году пел в труппе Русской государственной оперы в Харькове (ныне Харьковский театр оперы и балета имени Н. В. Лысенко).

3). В 1925—1926 годах - солист Государственного оперного театра им. А.В.Луначарского в Свердловске (ныне Екатеринбургский театр оперы и балета). В это время на гастроли в Свердловск приехала труппа Московского Художественного театра. Ее артисты часто бывали на спектаклях с участием Козловского и рассказали о нем Владимиру Немировичу-Данченко.

4) В 1926 году был приглашен в Большой театр (Москва). В Большой театр Козловский пришел уже сложившимся мастером. Леонид Собинов, услышав, как Иван брал верхнее «си», передал ему в подарок собственные сценические костюмы. Вскоре Собинов покинул сцену — посреди спектакля он сорвал голос, и заканчивать партию пришлось Козловскому. Много лет потом Иван Семенович вспоминал свой страх перед выходом к «собиновской» публике. Но зрители встретили его очень хорошо. И с тех пор статус «тенора номер один» закрепился за Иваном Козловским. С первых лет службы в театре, он исполнял главные партии, приобрел популярность и массу почитателей.

5) В 1936 году репертуар Ивана Семеновича расширяется. Кроме оперных арий, артист начинает петь джазовые композиции, написанные специально для него. Осталось несколько записей, на которых Иван Семенович исполнил с Госджазом специально для него написанные произведения: танго «Беседка», блюз «Утро и вечер».

6) Вскоре исполнение сольных партий перестает удовлетворять артиста. Чтобы петь те партии, которые ему хотелось, в1938 году Козловский организует и берет на себя руководство Государственным ансамблем оперы СССР.  

 В 1954 году, находясь на пике популярности, навсегда покинул Большой театр.

                                    

    Козловский - певец.

Я не музыковед, и говорить о достоинствах пения И.С. Козловского могу только со слов профессионалов.

Природа дала Козловскому уникальный голос и абсолютный музыкальный слух. Голос Козловского имел большой динамический диапазон - от 75 до 150 децибел. Педагоги до блеска отшлифовали технику пения и развили драматические способности. Всем этим Иван Семенович успешно пользовался и создавал яркие вокально – сценические образы. Сам Шаляпин, считавший тенор «физическим недостатком», услышав этот уникальный голос, воскликнул: «хорошо поет, сволочь». Чего в этой фразе было больше восхищения или зависти, не понять. Но Козловский этим отзывом гордился.

Человеком Иван Семенович был не простым. Его обвиняли в придирчивости, неуживчивости. Он сам стремился к совершенству и не терпел непрофессионализма.

Певец считал, что надо беречь голос, это один из элементов певчей дисциплины. На улице он не разговаривал, ходил закутаным в шарф.

Даже оставив сцену Большого Театра, Иван Семенович оставался большим и востребованным артистом, Козловский до последних лет не растерял профессиональных навыков – он продолжал давать сольные концерты до 87 лет!

 

А каким Иван Козловский был вне сцены? Это очень сложный вопрос. Отзывы о Козловском крайне противоречивы и неоднозначны.  

Бог наградил его уникальными вокальными данными, и Козловский свято берег этот дар. Козловский говорил, что пение - это избыток здоровья. Он занимался спортом, был заядлым волейболистом, прекрасно играл в теннис, любил плавать в море. Певец оставался в прекрасной физической форме, он в 70 лет делал гимнастический крест на кольцах и не пил лекарств.

Помимо природного таланта, оперного певца Ивана Козловского отличал жизнерадостный характер. Артист частенько подшучивал над коллегами, помогал попавшим в беду друзьям и совершал безумные поступки ради возлюбленных. К примеру, чтобы произвести впечатление на вторую жену, Козловский взобрался на второй этаж по водосточной трубе.

Иван Семенович к женщинам относился с особым вниманием. Козловский, разъезжая по Москве на собственной «Эмке», любил притормозить, чтобы рассмотреть интересную даму, а иной и свистел вслед. При этом Иван Семенович отличался врожденной галантностью: он всегда целовал дамам ручки, осыпал комплиментами даже девяностолетних дам, не говоря о молоденьких поклонницах. Он не видел в том большого греха. Но Иван Семенович, в женщинах, как и во всем прочем, знал не только толк, но и меру.

Иван Семенович очень любил лошадей, хотя в детстве лошадь ударила его копытом по лицу. Он был завсегдатаем на скачках. Уже, будучи солистом Большого театра, Козловский на спор решил принять участие в скачках. Друзья полагали, что он просто шутит, но Иван Семёнович на лошади «Горислава» взял в заезде первый приз, и всю жизнь потом этим гордилс

На почве любви к лошадям певец познакомился с другим большим любителем конного спорта - маршалом Семеном Михайловичем Буденным. Знаменитый маршал бывал дома у певца и, приняв на грудь водочки, брал в руки гармонь и пел песенки далеко не революционного содержания: «Ах, милашка, скинь рубашку! На тя голу погляжу».

Современники артиста часто отмечали еще одну удивительную черту в характере Козловского – готовность прийти  на помощь людям. В тяжелейшие годы не боялся помогать нуждающимся, в том числе и репрессированным. Козловский передавал деньги известной пианистке и православной подвижнице Марии Юдиной для помощи репрессированным и бедствующим, посылал ссыльным тёплые вещи, лекарства и деньги. У Козловского искала защиты и человеческого тепла первая жена Федора Шаляпина с дочерью, оставшиеся в России после эмиграции великого певца во Францию и преследуемые как родственницы «врага народа». Иван Семенович помогал им материально, как только мог.

 Единственный из московской интеллигенции он поддержал Наталью Рыкову, дочь второго после Ленина руководителя Советского Союза, председателя Совнаркома СССР А. И. Рыкова, отсидевшую в сталинских лагерях 18 лет.

Козловскому приходили пачки писем с просьбами о помощи. И он старался помочь. Так артист понимал ответственность человека перед человеком. Не случайно современники Ивана Семеновича называли его «золотым сердцем».

Живя скромно, Козловский очень много помогал материально людям. Он признавал любовь только жертвенную, в самом высоком понимании этого слова. Он неоднократно говорил: «В чем счастье? Отдавай, что имеешь, и отдавай скорей. Вот в отдаче, видимо, и есть взаимное обогащение…»

 Скажу честно, именно эти строки о большом артисте поразили меня до глубины души. Об Иване Семеновиче с полным основанием можно сказать, что у него не только золотой голос, но и золотое сердце. В нашем мире это, к сожалению, крайне редкий случай.

Козловский любил розыгрыши и часто подшучивал над своими коллегами в театре – прибивал гвоздями к полу галоши, завязывал морским узлом концертные брюки. Мог откатить машину приятеля в соседний двор или подложить в карман собственному аккомпаниатору серебряные вилки со стола на правительственном банкете. Разыгрываемые только руками разводили: какое мальчишество, а ведь народный артист.

Певец писал: «Ах, эти милые розыгрыши! Часто они вспоминаются с улыбкой и грустью».

В своих шутках Козловский был неистощим. На одном из праздничных концертов выступала известная в то время балерина Лепешинская. Партнером у неё был неизвестный танцор. Они танцевали, он выполнил поддержки, затем подошел к краю сцены и запел голосом Козловского. Публика была в восторге, а администрация нет. Козловского упрекали, что он танцуя может подорвать свое драгоценное здоровье. Тогда Иван Семенович  сказал, что будет носить на сцене многопудовых оперных примадонн. Прекрасная физическая подготовка позволила ему быть на высоте и в пении и в балете.

Как у каждого великого исполнителя, у Козловского были свои чудачества - он берег и с трепетом относился к старым вещам, в которых, когда либо выступал с большим успехом.

С некоторых пор к его драгоценным раритетам, старым концертным рубашкам, ботинкам и портфелю для нот, прибавилась еще одна — белая пилотка Джавахарлала Неру. Когда-то тот подарил ее сестре Чехова, а Мария Павловна отдала Козловскому. Иван Семенович почему-то считал, что носить эту пилотку — к здоровью и долголетию. В этой пилотке он и появился в последний раз на людях — в Московской консерватории в декабре 1993 года. Ему было тогда 93 года.

 

Личная жизнь певца. Тема очень деликатная, я не хочу на ней останавливаться подробно и смаковать детали. Все уже опубликовано и его жизнь давно уже перестала быть собственно личной.

Был дважды женат. Первая жена — актриса Александра Алексеевна Герцик (1886—1964). Молодой певец работал в Полтаве, где Александра занимала должность ведущей актрисы. Александра была старше Ивана на 13 лет. Тогда говорили: «это Козловский, муж Герцик». Она оставила сцену и посвятила свою жизнь мужу и его творчеству. Но брак это не спасло.

 Второй женой певца стала артистка Г.Е.Сергеева (1914—2000). Она была  в то время настоящей «звездой» и самой молодой Заслуженной артисткой РСФСР. В браке родились дочери: Анна Ивановна Козловская (1938—2007) и Анастасия Ивановна Козловская (1940). Со временем и этот брак распался. Сейчас в Москве живут: дочь Анастасия Ивановна, внучка Анна Юрьевна Козловская-Тельнова (1966), правнучка София Проскурякова. София выбрала делом жизни для себя вокальное искусство. Сейчас она учится в ГИТИС на факультете музыкального театра (мастерская режиссера М.С. Кислярова). Её жизнь в музыке только начинается и искренне хочется пожелать успехов на этом сложном пути творческой удачи, светлых дорог и светлых людей на этих дорогах. С Богом, София!

 

Говоря о И.С.Козловском не возможно не сказать еще об одной странице жизни великого певца. Иван Семенович был кумиром своего поколения. Экзальтированные женщины от его голоса буквально лишались рассудка. Они осаждали дом, в котором жил артист, поджидали у выхода из театра. Их обожание часто было назойливым и, безусловно, раздражало семью и самого певца. О случаях неадекватных поступков фанаток существует масса выдуманных и истинных историй. Кстати сказать, оперные фанатки тех времен были поделены на две партии:

- сторонницы Козловского «козловитянки»,

- сторонницы Лемешева «лемешистки».

Эти две партии были непримиримыми врагами, чего нельзя сказать о взаимоотношениях самих артистов - Козловского и Лемешева. Они пели в одно время в одном театре, даже одни и те же партии, и были, можно сказать, «конкурентами», но ни один не сказал о другом ни одного дурного слова. Иван Семенович даже способствовал тому, чтобы Лемешев был принят в Большой  театр в 1931 году. Они даже пели вместе в 1948 году.  

Места на музыкальном олимпе хватило обоим. Такое мирное сосуществование вызывает уважение; говорит об уме, порядочности и высокой культуре обоих артистов.

Отношения с властью в те времена для артиста означали очень много. У Козловского они были очень не простыми. Однажды Козловский пожаловался  Сталину на то, что его не отпускают за границу. А дальше состоялся знаменитый диалог:

 «- А вдруг вы возьмете и сбежите!

- Да вы что, Иосиф Виссарионович, - говорю ему возмущенно. Для меня красивее родной Марьяновки нет ничего в мире!

- Как вы замечательно сказали о своей Марьяновке! Вот и поезжайте туда и не майтесь дурью. Незачем вам эта …… заграница!

   Ну, что я мог ему возразить!»

А Козловский мечтал послушать оперу в «Ла Скала»!

Безусловно, Козловскому многое позволялось. Но он оставался ведущим певцом, не пачкая себя восторженным раболепием, ни сделками с совестью, ни непорядочными поступками, за которые потом было бы стыдно самому и потомкам. Конечно, была вынужденная адаптация к существующему порядку вещей в жизни и стране. Но «красной черты» нигде и никогда не переступил. Память о себе оставил добрую, репутацию чистую.

 Остаётся непонятным, почему достаточно независимого в суждениях и поступках артиста обошли сталинские репрессии. Сам певец по этому поводу не распространялся. Только однажды, уже на закате жизни, обронил: «Вот если бы журналисты платили мне в валюте, я бы им такое порассказал, чего никто и никогда не узнает». Что имел ввиду певец мы никогда не узнаем -эти тайны он унес с собой.

Иван Семенович с 1926 года жил в Москве, но связей с Украиной не порывал.

 - он очень часто приезжал в Украину и не только с концертами:

 - он участвовал в открытии Киевского дома-музея  поэта М. Рыльского (тогда Козловскому почему- то запретили исполнять песню «Ой, у полi криниченька»)

 - ежегодно пел в Каневе во время праздничных мероприятий на могиле Т.Шевченко.

- Во время своих концертов всегда исполнял украинские песни. Подготовил и записал программу, состоящую из украинских рождественских колядок. Колядки были записаны и исполнены со сцены. Но 400 пластинок с записями колядок во Львове чиновники уничтожили в магазине .

Когда слушаю его колядку «Добрий вечiр тобi, пане господаре…» сердце начинает биться чаще. Она волнует до глубины души. Вспоминаю свое детство: маленький поселок Ольховатка, улицу Базарную 60, родственников, колядки у соседки бабы Кати, и конфетки, которые наколядовал у неё - длинные, витые и необыкновенно вкусные. Невольно на память приходят слова молитвы: «Отче наш…».

-  Иван Семенович в 1970 году на собственные средства построил в родном селе музыкальную школу, которую мечтал превратить в интернат для одаренных детей. Козловский сам подбирал преподавателей для этого учебного заведения и закупал оборудование. Несколько раз певец выступал с хором Марьяновской музыкальной школы.

 -  В Марьяновке действует дом-музей Ивана Семеновича Козловского, где к столетию певца воздвигнут монумент, символизирующий горящую свечу (памятник работы Игнащенко А. Н.)

- Снялся в художественном фильме «Поэма о море» в роли кобзаря.

Украина  не забыла своего сына. В 2013 году создан Художественно-концертный центр имени И. Козловского Киевского национального академического театра оперетты. Адрес: Киев, ул. Хрещатик, 50-б.

Ивана Семеновича Козловского не стало в декабре 1993 года. Родился в Российской Империи, творил в Советском Союзе, умер в Российской Федерации. Как затейливо судьба тасует колоду жизни. А о своей жизни Иван Семенович написал книгу «Музыка — радость и боль моя».

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ушли со сцены, а затем из жизни Сергей Лемешев и Иван Козловский. Не стало Анатолия Соловьяненко. На современном театральном небосклоне я не слышу теноров подобного масштаба.  Это не означает, что их нет. Их место в народной любви и обожании заняли, хорошо «раскрученные» эстрадные певцы с теноровыми голосами. Я не сетую на артистов, просто поменялось время. Тенора уходят на эстраду и поют «попсу». Безусловно, именно  «попсовая» эстрада дает безграничные финансовые возможности и безумную популярность. С полным основанием можно сказать, что «попса», в значительной степени, вытеснила и подменила в широких массах любовь к оперному искусству. Очень жаль! Не берусь судить обо всех, но меня трогают красивые песни в исполнении красивых голосов. взялся напомнить «ныне сущим» рна земле о выдающихся голосах прошлого, чтобы нить высокого искусства не прерывалась в ежедневной мелочной суете.

Когда писал эту статью, прочитал в интернете массу статей других авторов. Абсолютное большинство - доброжелательные. Авторство указанно крайне редко. Я лично Ивана Семеновича не знал. Материалы для статьи взял у других. Прошу меня простить. Эту статью я написал не для того, чтобы вписать свое имя в искусствоведение золотыми буквами, хотел лишь напомнить, что с нами  жил и творил большой певец и большой человек.

Впрочем, я все сказал в этой статье.

 

P.S. В подготовке статьи бесценную помощь и поддержку оказала семья Козловского в лице внучки Анны и  правнучки Софии. Анна Юрьевна просмотрела этот текст и сделала критические замечания. Очень помогла  солистка Большого театра, ныне преподаватель музыкального училища Российской академии музыки имени Гнесиных, Галина Черноба. Галина Иосифовна лично знала и много раз выступала с Козловским. Её воспоминания и эмоции об Иване Семеновиче дали большой позитивный посыл при написании статьи. Благодарю их от всего сердца.

 

Председатель Нижнекамской

национально – культурной автономии

«Українське товариство «Вербиченька»                   Евгений Савенко

 

Ближайшие мероприятия
19 Апреля 2024
Походы выходного дня
19 Апреля 2024
Мы песней славим мудрость и молодость души
19 Апреля 2024
Подготовка к участию в конкурсе по предоставлению грантов Республики Татарстан некоммерческим организациям
19 Апреля 2024
Встреча команды проекта с начальником ООО" Транспортная компания "Авторитет "
19 Апреля 2024
Зимний молодёжный агитационный поход «Марш Памяти-2024»
Все новости