Культурно-развлекательное

«Зоя Гайдай - солнечное сопрано» Из цикла «Прикасаясь к истокам, говорим о высоком. Украинская оперная культура»

1 Марта 2020

Зоя Михайловна Гайдай родилась 1 июня 1902 в Тамбове, в семье музыканта М.П. Гайдая. Отец Михаил Петрович окончил регентско-хоровое отделение Херсонского музыкального  училища  Российского Музыкального Общества, работал учителем музыки в Тамбове. Он был яркой и незаурядной личностью  - фольклорист, дирижёр и композитор. Руководил украинскими хоровыми капеллами в Виннице, Москве, Киеве. Автор песен и хоров на тексты Т.Г.Шевченко и других украинских поэтов.

Когда девочке исполнилось 6 лет, семья вернулась в Украину. Жили в Житомире. Зоя училась в гимназии и в Житомирском музыкальном училище по классу фортепиано. После революции М.П.Гайдай организовал хоровую капеллу Волынского ГУБНАРОБРАЗА, и Зоя два года пела в капелле отца.

Музыкальные коллективы в Житомире в те годы развивались успешно. В сезон 1920-1921 гг. в охваченной Гражданской войной Украине Житомирский симфонический оркестр под руководством Михаила Скорульского поповоду 150-летия Бетховена исполнил все  его симфонии, причем в исполнении 9-й симфонии пел (как указано в афише) «СОВХОР под руководством Михаила Гайдая».

В 1923 году Зоя поступила в Киевский музыкально-драматический институт им. Н.В.Лысенко, училась у известного педагога вокала Елены Муравьевой. За годы учебы в полной мере постигла тайны вокального мастерства. Почти все вечера студенты проводили в опере или в филармонических концертах. Перечисление фамилий музыкальных знаменитостей, которых слушала молодая певица, будучи студенткой, может занять целую страницу. Еще студенткой, Зоя принимала участие в концертах и музыкальных радиопередачах. В 1927 году обучение закончилось. Молодая певица пела в Киевской, а затем в столичной, Харьковской опере. В её репертуаре были партии, как из мировой оперной классики, так и из украинских опер. В 1933 году в Москве проходил Первый всесоюзный конкурс музыкальных исполнителей, на котором Зое Гайдай была присуждена первая премия.

С 1934 года Зоя вновь поет в Киевской опере, выступает в концертных программах. В программах артистки, наряду с классическими произведениями, были популярные итальянские и испанские песни, песни из кинофильмов. Почетное место в ее репертуаре занимают украинские народные песни. О её голосе писали: «обладательница теплого, лучистого сопрано». 

Певица жила и работала в то время, когда Советская власть начала активно влиять на культуру. Появились революционные оперы, которые отражали события гражданской войны и строительство новой жизни. Сейчас мы о них забыли, но тогда в репертуаре театров они занимали значительное место. Зоя Гайдай отдала дань этому направлению Советского искусства. Она была одной из первых, кто начал посвящать свои концерты советской музыке, много и серьезно работать над их популяризацией. Тем самым, её выступления имели не только музыкальный, но политический резонанс. «Без преувеличения можно сказать,— писал в газете «Радянське мистецтво» композитор К. Данькевич, — что одно из первых мест в пропаганде советской камерной музыки принадлежит Зое Гайдай». А в газете «Советское искусство» композитор М. Коваль отмечал: «Зоя Гайдай снова показала себя требовательным художником, который всегда ставит перед собой новаторские задачи, энтузиастом, пропагандистом советской вокальной музыки, мастером сложнейших и тончайших образов». 

Во время первой Декады украинского искусства в Москве, которая состоялась 11-21 марта 1936 г., гостям и общественности столицы Зоя Гайдай в собственной версии показала Снегурочку из одноименной оперы Николая Римского-Корсакова в постановке Иосифа Лапицкого. Надо особо отметить, что спектакль «Снегурочка» сыграли в украинском переводе Максима Рыльского. Все три спектакля, считая «Запорожец за Дунаем» и «Наталку-Полтавку», лично посмотрел и остался доволен Сталин.

Вокальное и артистическое мастерство украинской вокалистки высоко оценила пресса («Правда»): «Достойна высшей похвалы и восхищения очаровательная артистка Гайдай, которая создала исключительно тонкий и грациозный образ маленькой, скромной, холодной Снегурочки».

Вместе с тем, артистка искренне кипела патриотизмом и была решительно настроена. В частности, в статье в «Комсомольской правде» Гайдай рассказала о своей жизни, поделилась творческими планами: «Если на нас попытаются напасть враги, возьму винтовку и пойду защищать дорогую Родину».

Через год (в 1937 году) она становится лауреатом первого республиканского конкурса на лучшее исполнение произведений советских композиторов. В 1940 году Зоя Михайловна была удостоена звания народной артистки УССР.

В 1941 году «за многолетние выдающиеся достижения и заслуги в области музыкально-театрального искусства» ей была присуждена Сталинская премия, вместе с Дмитрием Шостаковичем, Иваном Козловским, Сергеем Лемешевым (денежная часть - 50 тысяч рублей).

Но в жизни молодой певицы были не только музыка и работа. В 1934 году молодая женщина познакомилась с будущим мужем, оперным тенором Николаем Платоновым (Слуцким. 1902-1968). Тот вернулся в Киев из Москвы, где в 1925-1934 гг. прошел хорошую школу в Оперной студии К.С.Станиславского. Кроме школы Москва певцу не дала ничего. Плата, которую певцу определили в московском театре, оказалась настолько мизерной, что порой приходилось у Константина Станиславского брать в долг копейки, чтобы купить на них свечи. Об использовании электричества в быту и речь не шла! В Москве его ждала бытовая неустроенность и отсутствие перспектив. Переступив 33-летний рубеж, Николай Платонович ничего собственного не нажил - не было жилья, семьи, денег. Утомительным и безрадостным было само существование в Москве. В1934 году столицей Украины вместо Харькова, стал Киев. Киевский театр стал «столичным», появились новые ставки, открылись новые перспективы.

В конце 1934 г. Николай Платонов начал службу в Киевском театре оперы и балета, и быстро стал одним из ведущих артистов. Полного творческих сил, красивого и талантливого актера полюбила киевская публика. Он много пел в театре, записывал пластинки, снимался в кино. В частности в музыкальной картине «Наталка Полтавка» (1936) режиссера Ивана Кавалеридзе, первом советском кинофильме, снятом в жанре «фильм-опера», Николай Платонов спел главную партию Петра. Партнерами по фильму стали Мария Литвиненко-Вольгемут, Иван Паторжинский. Это был несомненный успех.

В 1935 г. Зоя Гайдай и Николай Платонов поженились. В Киеве певец был востребован, а его популярность можно было сравнить разве что с популярностью Сергея Лемешева в Москве. Пара двух артистов излучала счастье. «Иногда Платонов приезжал в театр за женой на машине — рослый, красивый, в модном белом костюме, как всегда подтянутый и безупречный». Зоя Гайдай и Николай Платонов составляли гармоничную “звездную” пару, которую киевские ценители оперы воспринимали как единое целое, следили за каждым их шагом. От обычного женского счастья Зоя Гайдай расцвела. Украшением репертуара Киевского театра оперы и балета стали спектакли с участием примы. Певица купалась в семейном счастье, хотя детей в браке не было.

В субботу, 21 июня 1941 г., в Киевском государственном академическом театре оперы и балета имени Т. Г. Шевченко давали комическую оперу в трех действиях «Корневильские колокола» французского композитора Робера Планкета. Звездами того вечера сияли Зоя Гайдай и Николай Платонов. А потом началась война. Была организована эвакуация целого ряда ведущих артистов Киевской оперы в глубокий тыл. В далёкую Уфу Николай Платонов и Зоя Гайдай отправились вместе. Потом был Иркутск. Гайдай принимала активное участие в создании фронтовых бригад артистов. В мороз и жару, под открытым небом артисты выступали перед воинами Южного и Юго-Западного фронтов. Певица приняла участие более чем в 500 шефских концертах. В 1944 году Зое Михайловне было присвоено высокое звание народной артистки СССР. 

В последний год войны они участвовали в съёмках музыкального фильма-концерта «Украинские мелодии», снятого на Киевской киностудии. Премьера фильма состоялась в августе 1945 года.

 Окончание Отечественной войны стало радостным событием для всей страны. Но в личной жизни певицы радости было мало. Далеко не равноценными коллегами сделала мужа и жену жизнь. Зоя Гайдай, быстро переступив обязательную ступеньку заслуженной артистки УССР (1937), и получив в 1940 звание народной артистки УССР, в 1944 г. стала уже народной артисткой СССР. Тем временем муж, Николай Платонов, радовался только званию заслуженного артиста Украины (1943). Других званий до конца творческой карьеры ему так и не дали. Некоторые подробности из жизни «звездного» супруга вспоминала ученица певца Галина Александровна Зайцева: «Из рассказов Николая Платоновича известно, что Сталин очень любил Зою Гайдай как певицу, и у них дома был даже прямой телефон с его кабинетом. Известен такой факт, что театр подавал документы на присвоение звания народных артистов УССР как Гайдай, так и Платонову. Сталин лично возразил:

- В одной семье двух народных много, хватит одного!

И дал звание Зое Михайловне...»

В артистических кругах говорят, что у людей искусства есть три гибельных врага: звездочка, белочка и жабочка. Вероятно «жаба зависти» задушила чувства между Платоновым и Гайдай, и разрушила их брак. Хотя, кто знает? Их брак окончательно распался во второй половине 1940-х годов: между 1946 и 1950 гг.

Платонов уехал из Киева. В 1950-1955 - солист Куйбышевского оперного театра. Но голос стал «уходить», и певец переехал в Калинин (сейчас Тверь). Затем переезд в Новосибирск, и успешная педагогическая работа в качестве заведующего отделением и педагога по вокалу в Новосибирском театральном училище и в Новосибирском театре Музыкальной комедии. Умер 8 октября 1968 года в Новосибирске.

После войны Зое Гайдай не раз пришлось побывать за границей, где она являлась достойной представительницей советской школы пения.

Вместе с выдающимся певцом И. Паторжинским в 1946 году они гастролировали в США и Канаде. Пела в Чикаго, Нью-Йорке, Вашингтоне, привлекая многочисленную аудиторию. Их выступления пользовались ошеломительным успехом в среде иммигрантов-украинцев. Артистка пела в Иране, Ираке, потом в Китае. Затем поездка в Пакистан, где советские артисты выступали впервые. Такие поездки в те строгие времена были большой редкостью и великой честью для певца.

В 1955 году певица Зоя Гайдай покинула оперную сцену.

 Зоя Михайловна преподавала в Киевской консерватории имени П.И.Чайковского с 1947 года (с 1963 года — профессор). Ей было что передать молодым певцам. В преподавательской работе она применяла принципы своего педагога, выдающегося профессора вокала Е. А. Муравьевой. Гайдай внимательно относилась к каждому ученику, учила видеть и чувствовать партнера, слушать его, работать над ролью в целом, добиваясь гармонического совмещения в оперном театре вокального и драматического мастерства.

Скончалась 21 апреля 1965г. Похоронена на Байковом кладбище в Киеве. 
         Именем Зои Гайдай в 1970 году названа улица в Оболонском районе Киева, установлены мемориальные доски в начале упомянутой улицы и на доме № 20 по улице Пушкинской, где певица проживала в 1938-1965 годах.

Впервые имя Зои Гайдай я прочитал в 2005 году в книге Н.Ф.Кагарлыцкого об Оксане Петрусенко. Там была фраза, написанная Зоей Михайловной: «Такого успеха как у Петрусенко, я ни у кого не видела». Я уже был наслышан о крайне сложных отношениях между артистами, и эта фраза поразила меня своей искренностью и теплотой. Потом я прочитал о самой Зое Гайдай, «солнечном сопрано». Думаю, это не только о голосе – это еще и о человеке.

По моему мнению, певица была искренне Советским человеком, которому Советская власть дала все, и она этой идее честно, не кривя душой, служила. Она не запятнала свое имя участием в репрессиях, и доносов от неё тоже никто не видел. Отзывы о ней исключительно хорошие. Вот что о ней написал в своей статье от 2005 года Александр Москалец: «…В приятной «звездной» суете Зоя Гайдай никогда не страдала высокомерием и всегда уважительно относилась даже к тем своим коллегам, которых можно было бы назвать ее соперницами. Достаточно прочитать ее заметки об Оксане Петрусенко, для того чтобы понять, как много было в Зое Михайловне искренней доброжелательности, внутренней гармонии и умения восхищаться успехами товарищей по сцене…..

….. Бывало, ей случалось заметить какую-нибудь из своих давних выпускниц в толпе на Крещатике. Зоя Михайловна непременно к ней подходила первой и подробно расспрашивала о работе, о жизни, как будто перед ней была все та же студентка, по-прежнему нуждающаяся в ее внимании и участии….

…. Иногда Зою Михайловну можно было видеть за рулем белой «Победы». На машине она нередко отправлялась на дачу, любила все делать сама, а иногда и привечала там нуждающихся в жилье учеников.

…. последние годы Зоя Михайловна страдала раком. Ей не помог даже курс лучевой терапии, пройденный в Москве. Уютная квартира на Пушкинской превратилась в прибежище боли, страданий и тяжелых размышлений о неизбежном преждевременном уходе из жизни. И вот однажды, апрельским вечером 1965 года, подъезжая к дому, она заметила на театральной скамеечке нескольких актеров в обществе знакомого ей администратора Русской драмы. Выглянув из окна автомобиля, она, как всегда, перебросилась с ним несколькими словами, а в конце упавшим голосом добавила: «Приходи на мои похороны». И действительно — через несколько дней ее не стало…

Добавить к этим словам я ничего не могу. Могу только склонить голову. Склоняю……

 P.S. У меня нет собственных исследований о жизненном и творческом пути певицы, поэтому я воспользовался статями Александра Рудяченко (Киев) и Александра Москальца. Я искренне прошу прощения, что сделал это без их ведома. Поверьте, я не ищу славы и гонораров себе. Я просто хочу, чтобы имена талантливых украинцев не канули в Лету безвозвратно.

Сердечно благодарю светлой памяти писателя и искусствоведа Николая Кагарлыцкого и неизвестных мне А. Рудяченко и А. Москальца.

Отдельное спасибо директору дома –музея Н.В.ЛЫСЕНКО в Киеве Роксане Никитичне Скорульской. Она лично знала отца певицы, неоднократно слушала её в т.ч. на праздничной службе во Владимирском соборе г.Киева, где Зоя Михайловна пела с Иваном Козловским. А регентом хора в храме долгие годы был Михаил Петрович Гайдай.

Председатель Нижнекамской национально – культурной автономии «Українське товариство «Вербиченька» Евгений Савенко

Ближайшие мероприятия
20 Апреля 2024
Походы выходного дня
20 Апреля 2024
Мы песней славим мудрость и молодость души
20 Апреля 2024
Подготовка к участию в конкурсе по предоставлению грантов Республики Татарстан некоммерческим организациям
20 Апреля 2024
Встреча команды проекта с начальником ООО" Транспортная компания "Авторитет "
20 Апреля 2024
Зимний молодёжный агитационный поход «Марш Памяти-2024»
Все новости